Экспертиза
Экспертиза – процесс сложный, состоящий из нескольких этапов исследования, который занимает в среднем около месяца. За это время с предметом параллельно работают эксперты искусствоведы и технологи.
Исследования предметов проводят высоко квалифицированные специалисты в области искусства из многочисленных музеев России. Ознакомиться с полным списком экспертов можно на странице «Эксперты».
Предлагаем Вам увидеть произведения искусства глазами специалистов. Переключая режимы отображения Вы можете наглядно представить себе как выглядит красочный слой под микроскопом, в ультра-фиолете, инфракрасном спектре, и на рентгене.
Методы и оборудование
Любая экспертиза состоит из двух направлений – стилистического и технико-технологического исследований.
В первом случае произведения искусства анализируются с точки зрения сходства с базой эталонного материала: изучаются особенности авторской манеры, характер почерка и начерка. Для проведения подобных сравнений НИНЭ имени П.М.Третьякова ведет непрерывную работу по сбору эталонного материала в архивах и фондах.
На этапе технико-технологического исследования – произведение искусства изучается с помощью лабораторного оборудования. Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова располагает современной полностью укомплектованной научной лабораторией.
-
Оптическая бинокулярная система Ziess (Микроскоп)
Микроскоп даёт наиболее полную информацию о живописной поверхности. При 375-кратном увеличении становится возможным детальное исследование холста, грунта, красочного слоя и способа нанесения подписи. Например, исследование с помощью микроскопа позволяет определить границы авторского красочного слоя и реставрационных записей.
-
Рентгенографическое исследование
Анализ рентгенограмм и сравнение полученных результатов с эталонными материалами помогает сопоставить фактуру авторского мазка, характер построения пространства и объёмов.
-
Исследование в инфракрасном спектре
ИК-камера — важнейший прибор для выявления подготовительного рисунка (карандашного, угольного, перьевого или кистевого). При помощи ИК-съёмки становится возможным расшифровка полустёртых надписей на подрамнике или обороте основы.
-
Исследование в ультрафиолетовых лучах
Исследование УФЛ наглядно демонстрирует наличие в живописи более поздних авторских или реставрационных вмешательств. Характерное свечение ряда пигментов в ультрафиолетовых лучах может косвенно указывать на период создания произведения или же выявлять предпочтения художника в выборе красок.
-
Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА)
При помощи портативного рентгенофлуоресцентного анализатора X-MET 7500 (OXFORD INSTRUMENTS, диапазон измеряемых элементов от Mg до U) можно быстро и без предварительного отбора проб проводить элементный анализ определенного участка живописи. В результате выясняется процентное массовое соотношение всех химических элементов, входящих в состав исследуемого участка. Таким образом можно предварительно охарактеризовать использованные белила, грунт, судить о наличии тех или иных пигментов неорганической природы. Метод РФА также успешно используют для определения состава металлических сплавов, в том числе при анализе ювелирных изделий.
-
Микрохимическое исследование состава наполнителя грунта и пигментов
Даёт возможность установить состав грунта (например, меловой, клеевой, масляный и др.), а также исследовать сочетания химических элементов, которые входят в красочные пасты и обладают датирующими признаками.
-
Исследование пигментов при помощи поляризационного микроскопа
Поляризационная микроскопия в проходящем свете с использованием поляризационного агрегатного лабораторного микроскопа ПОЛАМ Л-213М позволяет определить в пробе красочного слоя наличие тех или иных пигментов неорганической природы, уточнить состав белил, наполнителей грунта и в некоторых случаях подтвердить присутствие пигментов органической природы (например, фталоцианиновых красителей).
-
Исследование связующего и органических пигментов методом ИК-спектроскопии
Метод ИК-спектроскопии с Фурье преобразованием (FTIR) и системой НПВО (ZnSe-окно) на спектрометре Tensor 27 (Bruker) дает информацию о связующем грунта и красок, об использованных лаках и пигментах органической природы. Сравнение физико-химических характеристик масляного связующего в исследуемых пробах с эталонными датированными образцами позволяет достаточно точно определить время создания произведения.