Экспертиза

Экспертиза – процесс сложный, состоящий из нескольких этапов исследования, который занимает в среднем около месяца. За это время с предметом параллельно работают эксперты искусствоведы и технологи.

Исследования предметов проводят высоко квалифицированные специалисты в области искусства из многочисленных музеев России. Ознакомиться с полным списком экспертов можно на странице «Эксперты».

Распознаем
шедевр

Режимы
отображения

ОБЩИЙ ВИД

Общий вид картины и макрофотосъемка фрагментов ведется при профессиональном освещении, учитывающем нюансы и оттенка авторского колорита и фактуры.

УЛЬТРАФИОЛЕТ

Исследование в ультрафиолетовых лучах, позволяет экспертам увидеть то, что не видно в обычном свете. Определенные пигменты обладают разным свечением – к примеру, очень ярко и эффектно в ультрафиолете светятся краски с краплаком, что может косвенно указывать на период создания произведения, кроме того становятся заметны более темные участки реставрации, при помощи ультрафиолета возможно сделать выводы об особенностях лака.

ИК-СПЕКТР

Исследование в ИК-лучах дает информацию о подготовительном рисунке под живописью, «пронизывая» основной красочный слой, а так же обнаруживает надписи, маркировки, подписи, сделанные графитным карандашом. С помощью ИК отчетливо видны утраты красочного слоя, прорывы основы.

РЕНТГЕН

Снимок картины с помощью рентгеновского аппарата фиксирует невидимые слои живописи и позволяет изучить фактуру авторского мазка, характер построения пространства и объемов. Рентген может наглядно выявить авторские переделки в написании тех или иных деталей. Сравнение рентгенограмм с базой позволяет сопоставить живописные приемы на исследуемом произведении с эталонными образцами работы конкретного художника.

МИКРОСКОП

Микроскоп дает наиболее полную информацию о живописной поверхности, позволяет исследовать особенности холста и специфику грунта, способ нанесения подписи, понять систему живописи и логику нанесения красок. К примеру, отчетливо видно, как подпись нанесена поверх кракелюра старения общего живописного слоя, из чего следует, что она была нанесена после создания произведения.

Методы и оборудование

Любая экспертиза состоит из двух направлений – стилистического и технико-технологического исследований.

В первом случае произведения искусства анализируются с точки зрения сходства с базой эталонного материала: изучаются особенности авторской манеры, характер почерка и начерка. Для проведения подобных сравнений НИНЭ имени П.М.Третьякова ведет непрерывную работу по сбору эталонного материала в архивах и фондах.

На этапе технико-технологического исследования – произведение искусства изучается с помощью лабораторного оборудования. Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова располагает современной полностью укомплектованной научной лабораторией.

Optics
Оптическая бинокулярная система Ziess (Микроскоп)
Микроскоп даёт наиболее полную информацию о живописной поверхности. При 375-кратном увеличении становится возможным детальное исследование холста, грунта, красочного слоя и способа нанесения подписи. Например, исследование с помощью микроскопа позволяет определить границы авторского красочного слоя и реставрационных записей.
Rengen
Рентгенографическое исследование
Анализ рентгенограмм и сравнение полученных результатов с эталонными материалами помогает сопоставить фактуру авторского мазка, характер построения пространства и объёмов.
Infrored
Исследование в инфракрасном спектре
ИК-камера — важнейший прибор для выявления подготовительного рисунка (карандашного, угольного, перьевого или кистевого). При помощи ИК-съёмки становится возможным расшифровка полустёртых надписей на подрамнике или обороте основы.
Ultraviolet
Исследование в ультрафиолетовых лучах
Исследование УФЛ наглядно демонстрирует наличие в живописи более поздних авторских или реставрационных вмешательств. Характерное свечение ряда пигментов в ультрафиолетовых лучах может косвенно указывать на период создания произведения или же выявлять предпочтения художника в выборе красок.
Fluorescent
Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА)
При помощи портативного рентгенофлуоресцентного анализатора X-MET 7500 (OXFORD INSTRUMENTS, диапазон измеряемых элементов от Mg до U) можно быстро и без предварительного отбора проб проводить элементный анализ определенного участка живописи. В результате выясняется процентное массовое соотношение всех химических элементов, входящих в состав исследуемого участка. Таким образом можно предварительно охарактеризовать использованные белила, грунт, судить о наличии тех или иных пигментов неорганической природы. Метод РФА также успешно используют для определения состава металлических сплавов, в том числе при анализе ювелирных изделий.
Chemistry
Микрохимическое исследование состава наполнителя грунта и пигментов
Даёт возможность установить состав грунта (например, меловой, клеевой, масляный и др.), а также исследовать сочетания химических элементов, которые входят в красочные пасты и обладают датирующими признаками.
Polarization
Исследование пигментов при помощи поляризационного микроскопа
Поляризационная микроскопия в проходящем свете с использованием поляризационного агрегатного лабораторного микроскопа ПОЛАМ Л-213М позволяет определить в пробе красочного слоя наличие тех или иных пигментов неорганической природы, уточнить состав белил, наполнителей грунта и в некоторых случаях подтвердить присутствие пигментов органической природы (например, фталоцианиновых красителей).
Spectro
Исследование связующего и органических пигментов методом ИК-спектроскопии
Метод ИК-спектроскопии с Фурье преобразованием (FTIR) и системой НПВО (ZnSe-окно) на спектрометре Tensor 27 (Bruker) дает информацию о связующем грунта и красок, об использованных лаках и пигментах органической природы. Сравнение физико-химических характеристик масляного связующего в исследуемых пробах с эталонными датированными образцами позволяет достаточно точно определить время создания произведения.
Enter logo